Американский рок

04 мая 2010г., 20:24, 11647 просмотров

Как всем нам известно, признанными лидерами рок-музыки среди государств являются Великобритания и США. Развитие рока в этих странах обычно шло параллельными курсами, однако чаще всего родоночальником новых стилей становился Туманный Альбион и лишь через несколько лет, когда британские группы становились известными по обе стороны Атлантики, американцы создавали свои образцы новых стилей. Тем не менее, на счету американцев есть несколько замечательных жанров, которых в Британии не было вообще или же которые развивались там гораздо менее широко. РокСток.Ру представляет Вашему вниманию исторический экскурс в пять наиболее американских видов рока — Саутерн-рок, Колледж-рок, Глэм-метал, Гранж и Ню-метал.

 

Саутерн-рок (SOUTHERN ROCK)

Саутерн-рок, пожалуй, можно назвать самым-самым американским стилем рока, потому что в его основе лежала традиционная исключительно для Штатов музыка кантри. Как отдельный стиль саутерн образовался в конце 60х — начале 70х годов. Начинателями этого жанра считаются выходцы из Джорджии The Allman Brohers Band, которые выпустили свою первую пластинку в 1969 году.

Allman Brothers Band

Годы расцвета Саутерн-рок пережил в середине 70х после появления нового поколения групп — таких, как ZZ Top и Lynyrd Skynyrd. Эти команды звучали тяжелее и мощнее предшественников и фактически сделали Саутерн эдаким американским вариантом хард-рока. Как и британские отцы харда Led Zeppelin и Deep Purple, саутерн-музыканты делали упор на блюзовые гармонии, риффы на перегруженных гитарах и импровизационные выступления. Принципиальным отличием были уже упоминавшееся использование наследния музыки кантри и классического негритянского рок-н-ролла, а также лирика, повествующая о жизни американского рабочего класса.

В 80х, с появлением MTV и глэм-метала, интерес к Саутерн-року стал быстро угасать, и, фактически, классический саутерн в эти годы прекратил свое существование. Группы, которые играли Саутерн-рок в чистом виде после этого, можно пересчитать по пальцам и единственным более-менее известным коллективом из этой серии являются The Black Crowes. Тем не менее, идеи стиля не были забыты, и активно используются до сих пор — в частности, именно на саутерне базируется популярный ныне в Америке жанр сладж-метал.

 

Глэм-Метал (GLAM METAL)

Motley Crue Глэм-метал зародился в окрестностях Сансет-Стрип в Лос-Анджелесе в самом начале 80х, когда Motley Crue, Twisted Sister и другие родоначальники жанра начали играть хэви, снабдив его красивыми мелодическими хуками. Но суть была даже не в этом — основной упор делался не на музыкальную составляющую, а на внешний вид музыкантов и их образ жизни. Глэм-металлисты одевались в обтягивающие эластичные штаны, накладывали себе макияж и укладывали свои длинные волосы в разнообразные прически, из-за которых стиль получил и другое название — hair metal. Хэир-металлисты создавали себе образы «плохих парней» — их личная жизнь сплошь состояла из шикарных вечеринок, проблем с наркотиками и полицией — все это регулярно освещала бульварная пресса, что, разумеется, очень сильно способствовало популяризации стиля.

В середине 80х выходец из Нью Джерси Джон Бон Джови в противовес «плохим парням» с Сансет-Стрип стал использовать имидж «хорошего парня». Композиции Bon Jovi, выдержанные в том же музыкальном стиле, что и у его коллег с Сансет-Стрип, были не о гламурных вечеринках, а о жизни простых американцев среднего класса. Недоброжелатели окрестили это «роком для домохозяек», однако затея полностью себя оправдала, открыв границы глэм-метала для всех возрастов и слоев американского общества.

Популярность hair metal в Америке достигла своего пика, когда в 1987 году в Лос-Анджелесе появилась на свет еще одна легендарная команда — Guns N’ Roses. Вдохновляемые классическим роком 70х, «Ганзы» добавили в глэм-метал так недостающей ему глубины в музыкальном плане — их песни по сложности исполнения и композиционному построению можно было поставить в один ряд с легендарными творениями классического хард-рока 70х.

Казалось, глэм-метал будет вечно править музыкальной Америкой, однако внезапно случилось то, чего никто не ожидал — в 1991 году буквально из ниоткуда появился Курт Кобейн и его «Smells Like Teen Spirit». В одно мгновение модными стали гранж и альтернативный рок, а напомаженные металлисты внезапно оказались никому не нужны. Некоторые из них безуспешно пытались приспособиться к новым веяниям, но большинство просто прекратили существование.

 

Колледж-рок (COLLEGE ROCK)

В начале 80х рок-музыка в Америке окончательно коммерциализировалась, превратившись в мощнейшую машину по зарабатыванию денег. Звукозаписывающие компании оказывали все большее влияние на артистов в плане музыки, в результате чего творчество и присущая изначально року протестность уходили на второй план, выводя вперед заботу о получении прибыли. Несогласных с этим было много, и в результате в Америке стали появляться команды, которые делали независимую музыку, не направленную на массовость и коммерциализированность. Музыкальная составляющая творчества молодых американских рок-групп была весьма обширной — от хардкора Husker Du и The Replacements до фолк-рока R.E.M. и нойз-рока Sonic Youth. Главным принципом было не что ты играешь, а как ты это делаешь.

R.E.M. в начале карьеры

Разумеется, без поддержки крупных лейблов, от которой все такие группы по принципиальным соображениям отказывались, стать достаточно известными было достаточно сложно. Спасителями движения оказались радиостанции колледжей, в которых в большинстве своем учились молодые музыканты: только они регулярно ставили в эфир песни молодых независимых исполнителей, способствовав популяризации их музыки сначала в стенах родного университета, а потом и по всей стране. Колледж-рок стал быстро распространяться по Америке.

Крупные корпорации уже не могли не вмешаться в этот процесс, и в 1986 году MTV запустило ночную программу «120 минут», в которой рассказывалось об исполнителях независимого рока. Вслед за этим и крупнейшие коммерческие американские радиостанции, такие, как WFNX (Бостон) и KROQ (Лос-Анджелес), стали уделять внимание молодым музыкантам. Радиостанции колледжей не могли тягаться по популярности с такими монстрами, и их влияние на распространение стиля было сведено к нулю. Само название «Колледж-рок» потеряло смысл, и вместо него повсеместно стало использоваться понятие «альтернативный рок», которое ставилось в противовес мейнстриму.

 

Гранж (GRUNGE)

Гранж как стиль музыки зародился в середине 80х годов — это был подвид альтернативного рока, который играли на американском Северо-Западе, в основном, в городе Сиэтле. От обычного альтернативного рока он, кроме географической локализации, отличался наличием медленных вязких риффов, хриплым надрывным вокалом и депрессивностью музыки и текстов. Родоначальниками стиля принято считать сиэтльские группы Mudhoney и Green River.

Несмотря на невероятную в те годы впопулярность глэм-метала, гранж начал потихоньку завоевывать своих сторонников, и такие группы как Soundgarden, Tad и Alice in Chains стали известны не только в родном Сиэтле, но и по всей Америке. Последний из упомянутых коллективов первым испытал коммерческий триумф — альбом «Facelift» 1990 года стал золотым. Но настоящая слава пришла к гранжу год спустя, когда в 1991 году Nirvana выпустили альбом «Nevermind», который неожиданно для всех стал музыкальным феноменом, выведя гранж из подполья в мейнстрим. Диск буквально перевернул музыкальную Америку, в один миг превратив лидера Nirvana Курта Кобейна в суперзвезду и рупор поколения. В это же время вышел и еще один легендарный диск гранжа — дебютный альбом Pearl Jam «Ten».

К сожалению, звезда гранжа закатилась так же быстро, как и взошла. Проблемы с героином и неспособность справиться со статусом суперзвезды привели к трагической гибели лидера Nirvana Курта Кобейна в 1994 году. Фронтмен Alice in Chains Лейн Стейли также испытывал проблемы с наркотиками, из-за которых группа вынуждена была прекратить активную деятельность в 1995 году. Soundgarden развалились годом спустя, фактически вбив последний гвоздь в крышку гранжевого гроба. На осколках гранжа появился стиль пост-гранж, который, впрочем, не имел никакой художественной ценности — это была всего лишь подобная гранжу тяжелая музыка, подстроенная под радиоформат.

 

Ню-Метал (NU METAL)

Обложка дебютного альбома KoRn

Ню-метал, ставший главной движущей силой американской музыки по второй половине 90х и начале 2000х, родился из альтернативного метала, гранжа и фанка. Истоки стиля можно проследить в творчестве таких групп, как Rage Against The Machine и Faith No More, которые еще в начале десятилетия начали скрешивать тяжелые риффы и рэп-речитатив, однако первым действительно классическим альбомом nu-metal принято считать дебютную пластинку KoRn, вышедшую в 1994 году. Вторыми идейными основателями жанра стали Deftones, выпустившие свой первый альбом годом спустя.

В те годы главным американским развлечением был гранж, поэтому первые работы в жанре ню-метал не привлекли серьезного внимания публики. Тем не менее, к концу девяностых после распада большинства классических гранж-групп, интерес к этому стилю очень быстро угас, и ню-метал вышел на пик популярности. Limp Bizkit, Slipknot, Staind и многие другие команды регулярно ротировались на делавшем тогда музыкальную моду американском MTV, а их пластинки продавались многомиллионными тиражами.

Как это обычно бывает, осознав, что ню-метал стал популярен, в начале 2000 годов его бросились играть сотни групп, которые мало чем отличались одна от другой, но, тем не менее, большинству из них удавалось в той или иной мере прославиться — благо, Америка большая и любителей музыки там хватает. На общем фоне из новых команд выделялись лишь Linkin Park, а также System Of A Down, которые принесли политические лозунги в, в общем-то, абсолютно аполитичный стиль. Но интересные находки этих команд были всего лишь исключениями на фоне общей серости, и ню-метал стал быстро терять популярность. Осознав это, лидеры жанра стали двигаться каждый своей дорогой, выпуская экспериментальные альбомы, которые зачастую в музыкальном плане становились очень удачными, но, тем не менее, современные коммерческие успехи ню-металлистов не идут ни в какое сравнение с успехами десятилетней давности.


Метки:

Самое популярное

История рока: золотые и платиновые альбомы
5818 просмотров
Роксток.ру — специализированный магазин рок-атрибутики
5122 просмотра
Все о футболках на «Роксток.ру»
3425 просмотров
Рок группы Америки
3134 просмотра
Рок-фестивали 2010
3041 просмотр